понедельник, 6 сентября 2010 г.

Учителя, кошки и воспитание.

В продолжении темы об учителях, начатой Галиной в "Леди-блогер"  и подхваченной мною от  Ирины Мишиной, хотелось бы немного остановиться на том, что такое учеба вообще. Кто и как нас учит. И чему.


Может показаться странным, что такую тему я завела в блоге о кошках и собаках, да еще и назвала так свою заметку. Но ничего удивительного здесь нет. После многих лет общения с домашними животными, а особенно после того, как в моей жизни появилась Кошка, я многое поняла не только о мире и людях, но и о воспитании потомства. О методах обучения. Вот об этом я и хотела бы сегодня поговорить.





В ходе данной дискуссии об учителях, их поведении, зарплатах и прочем много было высказано разных мнений и суждений. Те, кому повезло встретить прекрасных учителей, кто сам работает в школе, склонны были более лояльно относиться к педагогам. Те же, кто имел несчастье учиться в школе, похожей на ту, что представлена в одноименном сериале, готовы были говорить об учителях самые ужасные слова. Я и сама всегда была о них не самого высокого мнения. Хотя мне очень даже везло в этом плане. До сих пор тепло вспоминаю многих из них. Но, увы, все они были всего лишь "досадным исключением" в общей системе нашего образования. До недавних пор я как-то не задумывалась о причине такого явления. Закончила школу, больше их в жизни не увижу и прекрасно! (А именно с этим чувством весь наш класс окончил школу: Увидеть еще раз учителей? Дураков нет!!!)



Принимаясь за написание данной заметки, я подумала - а почему так? Почему наши учителя таковы? И дело ведь не в размере зарплаты. И даже не в количестве ума у педагога. И тут-то я вспомнила свою Кошку. То, как она воспитывала, как учила своих котят - что такое жизнь и как следует себя вести. Надо заметить, что даже среди других кошек она была идеальной матерью. Можно было только позавидовать ее терпению и настойчивости. И сейчас я окончательно поняла, как важен для ученика учитель, как личный пример. Этот лозунг пустым звуком многие годы летал по педагогическим коридорам, пока не забылся окончательно. Потому что жизнь наша сложилась так, что большинство людей перестало понимать его смысл. Что значит быть личным примером для своих учеников? Прежде всего, нам следует вспомнить такое старое понятие, как чувство собственного достоинства.






 Последние лет 90 с чем его только не путали. По преимуществу - с наглостью. Даже пословица появилась: "Наглость - второе счастье". Вот здесь мне и хочется снова вспомнить свою Кошку. Чувство собственного достоинства - вот первая и главная черта, характеризующая ее поведение. Многие кошатники, читающие эту заметку согласятся со мной. Но если посмотреть шире - всем животным присуще чувство собственного достоинства, пока не вмешался человек и не "объяснил", что все будет у зверя хорошо, надо только немного поунижаться. Ведь что делает школа с учениками прежде всего? Да. Она напрочь отбивает в нем малейшие воспоминания о чувстве собственного достоинства, если таковые еще остались. Именно с этим чувством, а вовсе не с плохим поведением ученика идет самая сильная борьба. Результат? Если школа победила - выходит "здоровый член общества". А если нет? Такого почти не бывает.






Сейчас на меня посыпятся шишки и тапки. Ведь все мы склонны считать, что с достоинством-то у нас все в порядке. Да, я тоже об этом не задумывалась, пока не увидела воочию людей, которые действительно обладают этим чувством в полной мере. Кто они? Увы, многих из них уже нет в живых, ибо это те, кто вырос и сформировался как личность до 1917 года. И кто не сломился в лагерях и тюрьмах. Те, кто уехал в революцию. А еще - многие жители разных стран. Не все и не всех. Но - не будем о политике.)))






Лучше, вернемся к Кошке. Мы уже определились с тем, что Учитель должен прежде всего обладать чувством собственного достоинства. Как он должен учить? А вы видели, как кошка учит котят? У нее ведь нет слов. Но ее всегда слушаются. Ей не приходится кричать, грозить котятам, что поставит их в угол. Она даже физическое насилие как воспитательную меру и то редко применят. Она просто делает. Показывает. И ее понимают, у нее учатся.





Если мы вспомним о том, что значительную часть информации человек усваивает невербальным путем, а у маленьких детей этот способ превалирует над традиционным,  то становится понятным очень многое. Ведь учитель, приходя в класс, приносит с собой не только ту страничку из учебника, которую хочет рассказать, но и всю свою жизнь. Все семейные неурядицы. Все то, о чем он не думает сейчас, но что легко считывается учениками. Что на самом-то деле они ему ох, как надоели, что волнует его собственное здоровье или ремонт в квартире, а не их успеваемость. И если б не отчеты, он бы этой успеваемостью и вовсе не интересовался. А уж про моральный облик ученика думать... Да и что такое мораль в наше трудное время, когда тут только на колбасу хватает. И то не всегда.



Вы думаете, ученики будут уважать таких учителей? А без взаимного уважения (Да, учитель тоже должен ученика уважать!) ничего хорошего в учебе мы никогда не достигнем. А ведь хотелось бы, чтобы если не наши дети, то по крайней мере внуки и правнуки, с радостью бежали в любимые школы, где их также радостно ожидали педагоги, мечтающие воспитать и научить только всему самому прекрасному.
На этом я, пожалуй закончу свой несколько сумбурный текст. Пожелав на прощание всем нам всегда помнить о том, что дети наши слушают прежде всего отнюдь не слова наши, а мысли и поступки. Передаю эстафетную палочку замечательному блогу "Особенные места Крыма" .

8 комментариев:

  1. Никаких тапков))) - отлично и верно написано!

    ОтветитьУдалить
  2. Ира, спасибо на добром слове!

    ОтветитьУдалить
  3. Взаимоуважение - это да! Кстати, уважение к учителю рождается еще и из искренности последнего, не считая профессионализма и желания "повести за собой" класс. А животные, в том числе и кошки, практически всегда искренни (хотя, мне знакомы и некоторые исключения, но не из кошек)!..

    ОтветитьУдалить
  4. Лера, всему дурному животные учатся у людей. Увы. А искренним учитель должен быть прежде всего перед самим собой. Тогда и ученикам врать не будет.))

    ОтветитьУдалить
  5. Да, учитель должен быть примером для детей, и он должен иметь чувство самоуважения - дети это чувствуют, тогда и они будут уважать учителей. К сожалению, многие нынешние учителя "уважать себя заставить" не могут. По очень многим причинам.

    ОтветитьУдалить
  6. ladybloger, вся беда в том, что наши сегодняшние учителя - это наши вчерашние дети. И это мы сами. А у нас как-то не очень принято любить и уважать. Больше - презирать и ненавидеть. И учатся этому с детства.((

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная фраза о том, что "дети наши слушают прежде всего отнюдь не слова наши, а мысли и поступки". Иной раз в школе учитель рассказывает материал, а на лице как красными буквами написано: мои мысли сейчас абсолютно о другом, о чем-то своем. И рассказ свой веду как на автомате. В таких случаях хотелось из принципа не записывать сегодняшний урок. Забить на него также, как забил учитель. Закрывалась тетрадь и откладывалась в сторону ручка.

    ОтветитьУдалить
  8. Увы, детям свойственно совершать нечто из духа противоречия, в стиле: "назло кондуктору возьму билет, пойду пешком". И хорошо, если с возрастом они осознают, что, поступая так, портят прежде всего свою жизнь. Учителю-то все равно, что из ребенка вырастет нечто безграмотное. Но, к сожалению, многие дети, вырастая, берут эту манеру поведения в свою взрослую жизнь.

    ОтветитьУдалить