воскресенье, 18 августа 2013 г.

Диски Фишера и методика отрицательного подкрепления

Мы уже как-то касались методики дрессировки животных через положительное подкрепление, но существует и метод отрицательного подкрепления. Он крайне полезен в том случае, если вы хотите отучить животное от дурных привычек. Нашла описание метода на просторах интернета, стащила. Жаль, нет названия книжки, откуда это взято.

Методика отрицательного подкрепления

Отрицательное подкрепление - это использование чего-то неприятного вашей собаке. Но наша методика сильно отличается от традиционных методов дрессировки. В прошлом для коррекции нежелательного поведения использовалось главным образом физическое наказание: резкий рывок удавки, удар свернутой газетой. Еще один популярный прием - схватить собаку за загривок и хорошенько встряхнуть. Таковы лишь некоторые из многих общепринятых методов, применяемых для того, чтобы втолковать собаке, что вам не нравится ее поведение или ее действия.



Почему эти методы непригодны? Их недостатки заключаются в следующем:

1. Большинство из этих методов обычно применяют слишком поздно: когда собака уже наполовину совершила нежелательное действие или, что бывает чаще, после совершения ею действия.

2. Наказание исходит непосредственно от хозяина и собака быстро усваивает, что нужно сначала сделать что-то, что хочется, а потом держаться подальше от хозяина.

Уверен, все не раз видели собаку на поводке, которая ведет себя агрессивно по отношению к другой собаке, а затем, сжавшись от страха, глядит снизу вверх на хозяина. Она не научена не проявлять агрессии, зато усвоила, что за агрессией последует наказание. Здесь наказание явно не соотносится с преступлением. Иными словами, собака делает то, что ей хочется, а затем демонстрирует подчинение, потому что хозяин застиг ее и собирается наказать.

Люди понимают наказание действительно очень странно. Грабители банков в смысле отношения к наказанию очень похожи на собак.

Человека, способного ограбить банк, не останавливает угроза наказания. Он просто принимает меры, чтобы не быть пойманным. Однако если бы в то время, когда грабитель начал планировать ограбление, полицейский постучал в его дверь и сказал: "Мы знаем, что вы замышляете и будем за вами следить", злоумышленник мигом отказался бы от своего плана.


В данном случае речь идет не о наказании, а об отрицательном подкреплении. Весь фокус при отрицательном подкреплении состоит в том, чтобы заставить собаку поверить, что именно ее действие привело к неприятным последствиям. Классический пример: если бы ваша собака только приступила к исследованию края крышки мусорного ящика соседа, думая: "Пахнет вкусно, как бы до всего этого добраться?" - и как раз в этот момент сосед выплеснул на нее ведро воды из окна второго этажа, то она никогда больше не подошла бы близко к соседскому мусорному ящику.

Существенным элементом является то, что неприятное событие никак не связано с вами или, как в нашем примере, с соседом, если, конечно, он ничего не сказал, когда выливал воду.

 Окрик при применении отрицательного подкрепления изменяет ход мысли собаки и концентрирует ее внимание на том, кто применяет подкрепление. При окрике отрицательное подкрепление превратится в наказание, то есть в один из важнейших принципов того, что, в сущности, является тиранией, основанной на выработке условно рефлекторной реакции отвращения. Если внимание собаки на 100% будет сосредоточено на действии, выработка отвращения будет эффективна на 100%. Если вы окриком отвлечете на себя 20% внимания, вы настолько же снизите эффективность, и так далее.


Обстоятельства, при которых нужно пользоваться отрицательным подкреплением, должны быть связаны с моделью поведения, которое приносит собаке удовлетворение: стремление к охоте, агрессия, "напрыгивание", лай по любому поводу и так далее. Однако не стоит им пользоваться, не рассмотрев все прочие факторы, которые могут повлиять на поведение собаки (устраните коренную причину, и зачастую от проблемы не останется и следа.)

Кроме того, сначала необходимо определить для себя, какого именно поведения вы хотите добиться от собаки. Очень часто можно слышать советы, как пресечь определенное поведение, но при этом никто не говорит, чего конкретно надо требовать от собаки. Очень легко отучить собаку делать что-то, если вы предложите ей делать что-то другое, более привлекательное. 

Вся концепция отрицательного подкрепления состоит в том, что средство принуждения должно быть безусловно эффективным, а предупреждение ясным.

Как применять отрицательное подкрепление

В моей практике я использую разнообразные приемы, чтобы заставить собаку прекратить нежелательное поведение. Ни один из них не основан на применении боли, наказания или на прямой конфронтации. За годы практики я обнаружил, что эффективнее всего применение звука.

Чтобы использовать звуковое воздействие, я в 1984 году разработал специальные пластины (диски) для дрессировки собак. Устройство состоит из нескольких небольших медных дисков, издающих звук, который в результате предварительной психологической обработки может быть использован для того, чтобы прервать "дурные" мысли собаки и привлечь ее внимание к хозяину, который в этот момент командует собаке, что делать.


Метод отвлечения звуком перекликается со старой практикой, впервые описанной, насколько мне известно, в книге полковника Конрада Моста "Руководство по дрессировке собак". Автор рекомендует приспособление, называемое цепью - легкую металлическую цепочку примерно в фут длиной. Он указывает, что эти приспособления должны использоваться только тогда, когда внимание собаки отвлечено от хозяина и тот находится на некотором расстоянии, так что собака не видит, кто наносит удар. В тот момент, когда собака получает удар цепью или палкой (битой), хозяин со своего места в некотором отдалении должен позвать собаку. Действие этого приема основано на принципе: "Ты можешь находиться в 40 футах от меня, пес, но я тебя и там достану".

В молодости, будучи начинающим и восприимчивым дрессировщиком собак, я часто пользовался этим методом и он всегда давал хорошие результаты. Однако, я бросал цепь не очень метко, часто собака оборачивалась и смотрела на меня тот момент, когда я бросал цепь. Для меня так осталось загадкой, почему собака, если она видела как я бросаю цепь, которая чаще всего пролетала мимо нее, все-таки подходила ко мне на зов.

С психологической точки зрения происходящее противоестественно: если бы в меня чем-нибудь бросили, я поспешил уйти от этого человека как можно дальше. И только несколько лет спустя я понял, в чем было дело. Я тогда помогал одному викарию дрессировать его молодую суку добермана. Хозяин безуспешно заставлял ее выполнять команду "Лежать!" - она почти панически сопротивлялась. Когда я позвал собаку и поспешил вперед, чтобы помешать викарию, который силой пытался заставить ее лечь, я вынул руки из кармана, и цепь со звоном упала на землю. В этот момент собака стояла совершенно спокойно. Тогда я велел викарию вполголоса скомандовать: "Лежать!". Собака немедленно повиновалась. Я был поражен случившимся, но сделал вид, что проделываю подобные вещи ежедневно. А теперь я рассказываю, что викарий приходит навестить меня по воскресеньям, ибо полагает, что я наделен беспредельной властью над животными... Кто я такой, чтобы разрушать его веру?


Именно в тот момент, при дрессировке собаки викария, я достиг своего уровня понимания ("ага!"). То, что тогда произошло, не имело ничего общего с умением хозяина добраться до собаки или как-то одернуть ее, стоя в отдалении. Ключевым фактором было воздействие звука, независимо от его источника. В результате в последующие несколько месяцев я изучал использование звука для контроля за животными и при дрессировке. Подчеркиваю: "контроль и дрессировка", потому что при правильном применении наш звуковой метод пригоден не только для пресечения нежелательного поведения, но и для подкрепления словесной команды.

Многие дрессировщики признают этот метод они считают, что могут добиться результатов как с помощью цепи, так и с помощью связки ключей. Все чаще рассказывают мне и об одном дрессировщике, который пользуется цепью, запрятанной в детский резиновый сапожок, и еще о дрессировщике, который швыряет в собак трость. Все эти приемы основаны на принципе Конрада Моста: наказание на расстоянии. Грустно то, что несколько дней назад я видел суку, которая оцепенела от ужаса при моем появлении а все потому, что когда-то она получила удар сапогом с цепью внутри, брошенным одним из этих горе-дрессировщиков, в результате чего стала бояться всех незнакомых мужчин. По словам владельца, до этого она была веселой, общительной и даже слишком дружелюбной по отношению к людям. Сапог ударил ее сзади без какой-либо определенной причины: в тот момент она не делала ничего плохого. Такое обращение превратило ее в существо, дрожащее в присутствии незнакомцев.

Через некоторое время я дал объявление "Бесплатная дрессировка собак с целью разработки новой методики" и вскоре был засыпан сотнями просьб заняться собаками разного возраста, всевозможных пород и с разнообразными проблемами.


Тогда я и обнаружил, что для успеха метода жизненно важны два обстоятельства:

Во-первых, важно то, каким образом звуковой сигнал был впервые предъявлен собаке, и,

во-вторых, необходимо, чтобы он был связан исключительно с тем, чем в тот момент занималась собака.
А ведь все предметы вроде ключей, сапог и тростей связаны с выгулом или другим приятным событием. Если звук оказывает на собаку двойственное воздействие (как положительное, так и отрицательное), то его неприятный эффект быстро исчезает.

По уверениям многих моих клиентов, диски Фишера оказывают чудодейственное действие, но никакого чуда здесь нет. Следующие отрывки из писем моих клиентов демонстрируют широкий диапазон применения дисков.

"Теперь мне достаточно только звякнуть дисками, если она собирается залаять, и она немедленно замолкает. Большое преимущество, по-моему, в том, что это ее не удручает - она все-таки бегает по дому, но не сводит меня с ума своим лаем..." (миссис Т. из Хэмпшира).

"Знакомая из Франции, которая недавно у нас гостила, была заинтригована применением ваших дрессировочных дисков, их эффект произвел на нее большое впечатление, и она попросила меня прислать их ей. Наша жизнь, конечно, стала более спокойной, и диски требуются лишь изредка" (мистер О.Уимблдон).

"Они, конечно, очень эффективно помогли отучить мою собаку напрыгивать на людей и от других значительных шалостей. Примите мою искреннюю благодарность. Я думала, ее уже не удастся отучить" (мисс М.Сюррей).

"Я нахожу, что диски оказывают волшебное действие. С их помощью я в конце концов добиваюсь выполнения команды "Лежать!", отдавая ее с дистанции 50-60 ярдов, и это потрясающе" (Розмэри М.Дэвон).


Секрет успеха дисков в следующем:

1. Звук не похож ни на какой другой.

2. Диски можно носить в руке или в кармане, и они не будут производить шум. Это позволяет владельцу извлекать звук при помощи дисков только в нужный момент.

3. Диски не применяются ни как метательный снаряд, ни как "удлинитель" - проводник хозяйского гнева, их используют просто как реакцию на нежелательное действие. Если их применить не по назначению и бросить ими в собаку, то они, будучи достаточно мягкими, не причинят боли или вреда.

4. Методика применения дисков Фишера состоит в предварительном формировании условного рефлекса, которое осуществляется до решения проблемы изменения нежелательного поведения; таким образом, выработанный рефлекс оказывает необходимое отрицательное воздействие.

Я знакомлю собаку с дисками следующим образом: 

подзываю собаку к себе и предлагаю ей лакомство, говоря: "Возьми". Повторяю эту процедуру три или четыре раза. Затем, ничего не говоря собаке делаю движение, чтобы положить лакомство пол. Когда собака тянется за моей рукой, я сначала звякаю дисками, а затем бросаю по касательной на пол в том месте, куда кладу еду. Потом я немедленно убираю диски и еду. Все это проделывается очень быстро. Во время тренинга я продолжаю начатый разговор с хозяевами и совершенно игнорирую собаку. Очень часто я не могу даже выпустить из рук еду - некоторые собаки очень жадные. Большинство собак на этом этапе не обращает внимания на звон дисков, и многие из них продолжают нюхать пол, пытаясь найти еду, которая, как им кажется, все еще там. Я еще несколько раз даю лакомство, повторяя при этом: "Возьми" и затем отхожу, чтобы снова положить еду на пол. Когда собака следует за моей рукой, раздается звон, и я опять бросаю диски, если собака следует за моей рукой до места, куда я хочу положить еду. Диски и еда немедленно убираются, я продолжаю беседу с хозяевами, игнорируя собаку.


Цель всей процедуры - внушить собаке, что она может брать предлагаемую еду, если я разрешаю ее взять, но если я намерен положить свою еду на свой пол, то даже самый жадный обжора не имеет права ее брать. 

Слабый звон, который я произвожу дисками - это предупреждение собаке, чтобы она отступила, более громкий звон и появление дисков - реакция на попытку собаки взять еду. Игнорируя собаку после всего этого, я даю ей понять что-то: "Я не имею к этому никакого отношения. В том, что происходит, виновата твоя глупость". Большинство собак игнорирует звон дисков в первый раз, а на четвертый раз они уходят от лежащего на полу лакомства и ложатся у ног хозяина. Некоторые собаки учатся быстро, некоторые не могут научиться совсем, но таких немного.

Как и любая методика дрессировки, данная методика подходит не для каждой собаки. Хотя первоначальная цель этой вводной процедуры состоит в выработке у собаки условного рефлекса на звук как стимул, вызывающий отвращение, процесс обучения затрагивает более глубокие пласты системы ценностей собаки. Я стараюсь дать собаке понять следующее: "Ты можешь взять ту пищу, которая мне не нужна и которую я разрешаю тебе взять, но даже не думай о том, чтобы взять принадлежащую мне еду или ту, что находится около меня". То есть я предъявляю права на одну из основных собачьих привилегий, которой, как известно всем собакам, пользуются только животные более высокого ранга.

Еще больше я усиливаю эффективность дисков с помощью дополнительного упражнения. Оно тоже основано на инстинктивном представлении собак о том, что особи более высокого ранга обладают определенными привилегиями: "Если я занимаю вход в логово, не пытайся пролезть туда мимо меня".


Я встаю и иду к двери. В то же время я говорю собаке очень скучным голосом: "Оставайся на месте". Я не хочу использовать принудительные интонации дрессировщика или грозить собаке "перстом судьбы", в то же время надо как-то избежать многозначительного молчания, которое для большинства собак означает, что все внимание должно быть направлено на меня. Поэтому я жду, пока собака чем-нибудь отвлечется, а затем делаю то, что хочу. Открывая дверь, я разговариваю с хозяевами естественно, краем глаза я слежу за тем, что собирается делать собака. Полшага собаки по направлению к двери означает, что она не намерена оставаться на месте. Я бросаю диски в раскрытую дверь и дверь захлопывается. Мой разговор с хозяевами продолжается, но я ничего больше не говорю собаке. К этому моменту мы обычно произносим какую-нибудь тарабарщину, имитируя разговор. (Очень трудно найти тему для беседы, когда ваше внимание поглощено чем-то важным для вас, но вы не должны этого показывать.)

После нескольких повторов упражнения собака делает полшага назад от двери, садится или ложится. Любое из этих действий немедленно вознаграждается.

После этого вы можете быть уверены, что собака сделала свой выбор. Она будет или проталкиваться в дверь вперед вас, что, как она убеждается, дело нестоящее, или ясно покажет вам, что не будет этого делать и за такое поведение будет награждена.


Только очень глупая собака не усваивает эту разницу почти сразу же. К этому моменту и вы уже, без сомнения, поняли, что, при всем различии приемов, критерии здесь совершенно такие же, как те, что рассмотрены в главе Методика положительного подкрепления. При условии, что собака реагирует так, как мы ожидаем, можно применять принципы отрицательного/положительного подкрепления при коррекции почти всех проблем поведения, на которые не удается повлиять с помощью других методов воздействия.

Вот типичный случай (обычно при обучении для надежности используется длинный поводок): "Впереди кошка, поохотимся. Слышим звон, пожалуй, не будем охотиться. О, смотрите-ка, если я не охочусь, то получаю что-нибудь в награду".

Как я обнаружил, небольшой процент собак, которые не реагируют на правильное применение дисков, хорошо реагируют на применение другого сигнального устройства. Это наполненная газом емкость с сигнальным свистком, который издает высокий пронзительный звук. Его применение должно быть весьма ограниченным, потому что тут используется пугающий эффект звука, тогда как диски дают обучающий эффект. К примеру, когда я применяю диски впервые, большинство собак не реагирует; эффект возрастает медленно и постепенно с каждым применением дисков. Когда я пользуюсь сигнальным устройством, результат обычно бывает немедленным, но эта реакция вызвана страхом и не совсем то, к чему мы стремимся в идеале.

Если рядом с вами живет собака, все, что вам нужно - понимать правила. Поэтому я стараюсь прибегать к звуковой терапии, вызывающей отвращение через страх, только в тех случаях, когда альтернативой является усыпление животного. Например, если собака охотится за овцами, стремясь их задрать, а семья живет в местности, где разводят овец, и поэтому проблему нельзя игнорировать, а применение дисков не приносит желаемого эффекта. Интересно отметить, что за годы, в течение которых звук используется для прекращения нежелательного поведения собак, лишь немногие собаки не поддались воздействию этого метода.


Лишь в редких случаях я использую вкус в качестве обучающего средства, прежде всего - для обучения собак, которые грызут специфические предметы вроде электрического кабеля. Собаки при этом подвергаются вполне реальной опасности погибнуть. Для этих целей я меняю продукт, который называется "Горькое яблоко". Он не токсичен, но на вкус отвратителен. Очевидно, что при опрыскивании опасных предметов вроде открытых кабелей, веществом с неприятным вкусом, попытка взять их в пасть становится отрицательным опытом и тем самым проблема снимается. 

Если проблема связана со стремлением грызть различные предметы и ее возможная связь с периодом прорезывания зубов или тревожностью была вами учтена, то могу порекомендовать следующую процедуру, которая оказалась эффективной.

Например, собака грызет ножки у вашего стола эпохи королевы Анны (для собаки он - всего лишь кусок дерева). Средство должно быть чрезвычайно неприятным для собаки, если вы хотите добиться гарантированного успеха. Вам понадобится бутылка "Bitter Apple" ("Горького яблока") в аэрозольной упаковке, две салфетки и дешевые духи. Побрызгайте на одну салфетку духами, сильно разбавив их водой, а на другую "Горьким яблоком". Предложите собаке подушенную салфетку и, как только она понюхает ее, засуньте салфетку с "Горьким яблоком" в пасть собаке и подержите ее закрытой в течение нескольких секунд - это очень неприятно. 

Затем возьмите любимую игрушку (но такую, чтобы не жалко было выбросить), которую собака всегда хватает, как только увидит. Опрыскайте ее "Горьким яблоком" и оставьте где-нибудь в доступном месте. В нескольких дюймах от игрушки, с той стороны, откуда пойдет собака, распылите водный раствор духов. Ваша собака приблизится, учует запах дешевых духов и либо вспомнит предшествующий опыт, либо проигнорирует его. В любом случае запах зафиксируется в ее памяти. Если она подойдет, чтобы схватить игрушку она выплюнет ее и забегает по комнате, отплевываясь и отряхиваясь. Теперь игрушку можно выбросить и заменить чем-нибудь другим.

Затем распылите разведенные водой духи на расстоянии нескольких дюймов перед теми вещами, которые вы хотите уберечь от собачьих зубов. Излюбленные предметы тоже надо опрыскать "Горьким яблоком". Смысл в том, что вы с помощью запаха даете собаке сигнал о том, что продолжение тех действий, на которые она настроилось, ничего хорошего не сулит. Поскольку духи разбавлены водой, запах, который способен воспринять человек, полностью исчезает. Чувствительность органов обоняния собаки ведь в сотни тысяч раз превышает нашу. Приближаясь к намеченной жертве, чтобы ее пожевать, собака чует запах-сигнал. Исходя из прошлого опыта, собака думает: "Только не это!" - и пятится назад.
Все эти средства отрицательного подкрепления (кроме пронзительного сигнала тревоги) для собаки значат то же, что словесная команда: "Отойди!" - или звяканье дисков, или слабый запах духов, если используется "Горькое яблоко".

Вся концепция отрицательного подкрепления состоит в том, что средство принуждения должно быть безусловно эффективным, а предупреждение ясным.


Источник: http://all-dogs-avenue.ucoz.ru/forum/15-299-1

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. На самом деле, очень просто. Тут главное, осознать методику и "наловчиться")))

      Это подобно всякому сложному вязанию: смотришь и думаешь, что не повторить такого, а если покажут - то оказывается, что все легко и просто...

      Удалить
    2. Оно дольше читать, чем делать)))

      Удалить
  2. Очень интересно про дрессировку собак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне тоже понравилось, вот и притащила к себе.

      Удалить
  3. Интересная методика, спасибо! Когда-нибудь обязательно опробую!.. ))

    ОтветитьУдалить

Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов